АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Физика – научная основа техники. Поэтому изучая физику, учащиеся знакомятся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением. Учитель физики должен использовать подводить учащихся к обобщениям мировоззренческого характера. Уровень развития учащихся 6-7 классов еще недостаточен для широких философских обобщений, однако он позволяет накопить некоторый материал для последующих обобщений и создавать у учеников первoначальное представление о материи и ее движении, взаимо связи и взаимообусловленности явлений. Поэтому при изучении любого материала нужно стараться показать его практическое применение в технике, сельском хозяйстве, в различных специальностях и т.д. Современная школа стоит перед задачей разработки методов преподавания, которые позволяют выразить творчески активную личность, подготовленную к обучению в течение всей жизни. Основной целью современного учителя является формирование стабильного интереса учащихся к преподаваемой дисциплине. Развитие творческих способностей у школьников происходит на основе знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении общеобразовательных дисциплин и на основе их жизненного опыта. Важным условием развития творческих способностей являются настойчивость и инициатива человека. Без настойчивости не может быть поисков. Без инициативы знания, умения и практический опыт человека остаются мертвым багажом. Для активизации познавательной деятельности учащихся особое место принадлежит проблемному обучению. Проблемное обучение, как и вообще обучение – двусторонный процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (деятельность учителя), сдругой стороны – проблемное учение (деятельность учащегося). Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности [2,38]. Физика как отрасль естествознания является экспериментальной наукой, и соответственно курс физики должен строиться на экспериментальной основе. В обучении физике, как и в физической науке, эксперимент является, с одной стороны, источником знания, следовательно, и исходным пунктом познания, с другой стороны, эксперимент в физике является критерием истины и тем самым завершающим этапом учебного познания. Эксперимент часто служит основой для постановки к новому проблемному обучению, а также средством разрешения ее. Под экспериментом в учебном процессе следует понимать показ учащимся применений изучаемых явлений и законов в практической деятельности человека, экспериментальную проверку физических законов, опытное подтверждения выводов, полученных путем теоретических рассуждений [1,77]. Наши наблюдения показали, что школьник, нашедший и осмысливший различные подходы к постановке одного и того же опыта, не только убедительно продемонстрирует его, но и толково, со знанием существа дела изложит по известной схеме: цель эксперимента – выдвижение гипотезы – проведение эксперимента и наблюдений – осмысление результатов опыта – сопоставление их с гипотезой – вывод. В процессе преподавания физики большое значение имеет воспитание у школьников наблюдательности. Научить учащихся внимательно наблюдать явления, делать выводы и проверять результаты дальнейшими опытами – одна из важнейших задач преподавания физики в 6-7 классах. Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач. Научность и глубина преподавания курса физики и активизация познавательной деятельности учащихся в значительной мере определяются и тем, насколько полно и правильно учитель пользуется математическим аппаратом для выражения законов или для вывода следствий из общих положений. Учащиеся склонные к теоретическому мышлению предпочитают самостоятельно выдвигаемые гипотезы проверять теоретическими методами. Значительную долю в работе с этими школьниками занимает решение задач. Этого можно доюиться не только на стандартных уроках, но при организации факультативных занятий по физике. Важным фактором при организации факультативных занятий является мотивация обучаемых. Одним из приемов мотивации является использование занимательности в процессе обучения. Говоря о занимательности, мы имеем ввиду не развлечение детей пустыми забавами, а увлечение занимательностью содержание заданий либо формами, в которые облекаются эти задания. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание учащихся к заданиям, к изучению теории, активировать их мыслительную и познавательную деятельность. По завершении изучения крупных тем целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оргинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике. В последние годы информационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Информационная технология открывает для учащихся возможность лучше осознать характер самого объекта, активно включиться в процесс его познания, самостоятельно изменяя как его параметры, так и условия функционирования. В связи с этим, информационная технология не только может оказать положительное влияние на понимание школьниками строения и сущности функционирования объекта, но, что более важно, и на их умственное развитие. На сегодняшний день разработано множество электронных учебников. Электронные учебники существенно повышают качество визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а как известно, чем интереснее представлен материал, тем интереснее его изучить. На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компонентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение. Труд учителя напоминает труд чеканщика. Как у настоящего мастера нет одинаковых работ, так и у настоящего учителя не должно быть стремление сделать своих учеников одинаковыми. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы ученику на уроке всегда было интересно, чтобы хотелось учиться непрерывно.
Литература 1. Основы методики преподавания физики в средней школе/Под редакцией А. В. Перышкин, В. Г. Разумовского, В. А. Фабриканта. – М.: Просвещение. 1984 2. Методика преподавания физики., в 7-8 классах средней школы/Под редакцией А. В. Усовой. – М.: Просвещение. 1990