Поделись с друзьями
Сайт учителя физики
Лозинского Дмитрия Болеславовича


$, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход

Сайттың тараулары/
Меню сайта
Тараудың санаттары/
Категории раздела
Мои статьи [7]
Готовимся к ЕНТ [0]
Материалы для подготовки к ЕНТ
Олимпиада по физике [0]
Олимпиада по физике
Астрономия [0]
Астрономия
Статьи коллег [1]
Статьи учителей Бурабайского района
Класс!ная физика
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи коллег

Статья в "Акмолинской правде" - Точку ставить рано

Точку ставить рано

Сломано немало копий на качестве содержания казахстанских учебников. В ситуации, в которой пребывают наши дети, остается лишь надеяться на любящего свое дело учителя, который не просто отведет урок по программе, а научит, поможет. К счастью, педагоги-альтруисты, работающие на энтузиазме в ущерб личному времени еще встречаются. Одна из них - учитель физики высшей категории СШ№1 г. Кокшетау Назифа Закирова, подготовившая к изданию собственные учебники физики и астрономии для 7,8,9,10 классов. Что подвигло педагога засесть за столь сложный труд, мы узнали у нее самой.

 - Написание учебников - очень сложный процесс, тем не менее, Вы за него взялись. Почему?

- Имеющиеся учебники физики сложно на­писаны, в них недостаточно широко охвачены темы, не раскрыт, как подобает, объем инфор­мации, мало формул. То есть, стало очевидно, что ребята, пользуясь ими, не смогуг спра­виться с задачами, предлагаемыми им на Едином национальном тестировании, Внешней оценке учебных достижений. Наверное, меня можно назвать самозванкой. Вся моя «писа­тельская» работа оказалась внезапной и не­ожиданной, не думала, что когда-нибудь зай­мусь подобной деятельностью. Отправной точ­кой стало общение с руководителем местного издательства «Келешек». Она, зайдя как-то в нашу школу,  попросила учителей написать тесты к еще существующему промежуточному госконтролю, в их числе я и оказалась. Потом около четырех месяцев мне довелось порабо­тать в этом издательстве. За это время я создала своеобразную «шпаргалку» физических фор­мул, которая вскоре распространилась по Ка­захстану, частично по России. Её стали заказы­вать нашим ребятам, выезжающим в Омск, Томск, тамошние школьники и студенты. В этот же период вышла в свет моя первая книж­ка «Как писать научные проекты?» с образца­ми написания, а также сборник физических диктантов. Потом от актуальных в учитель­ской среде разговоров на тему «устраивают -не устраивают» учебники физики, я перешла к их написанию. Первый, начатый в 2008 году, «шел» тяжело, поскольку не было опыта, не хватило терпения, поэтому оставила это заня­тие. Но через год на меня вышло астанинское издательство «Альнаир» и я решила продол­жить работу.

- А чем отличаются Ваши учебники? Нас­колько они понятны и легки в понимании теми, кому предназначены?

- Когда с ними ознакомился мой куратор, пре­подаватель КГУ им. Ш. Уалиханова Михаил Васильевич Симакин, он заметил, что написа­ны они «кухонным» языком. Это значит, что книги понятны школьникам. К слову, о лег­кости чтения, восприятия материала мне не­однократно говорили педагоги, которым довелось увидеть сигнальные экземпляры.

Мои учебники приближены к технологиям модульного блочного обучения. Параграфов в и их гораздо меньше, чем, к примеру, в тех учеб­никах, которыми мы пользуемся: около 40 про­тив 70-80-ти сегодняшних. Материал изложен сжато, лишней информации, как таковой, нет. По завершению одного блока следует тестиро­вание, на котором педгог видит, что ученик не усвоил, и может поработать с ним индивиду­ально. Предусмотрена также дифференциро­ванная работа, разного характера задания.

В книгах отсутствует повторение пройден­ного в младших классах, поскольку вся линей­ка с 7 по 10 классы написана одним человеком. Для сравнения: в существующем учебнике фи­зики для 8 класса начало отдано повторению пройденного в 7-ом, потому что оба - работа разных авторов. Еще один важный момент: домашнее задание строго отделено от того, что ученики должны выполнить в течение урока. Кроме того мной написан облегченный вари­ант учебников для гуманитарного направле­ния, где оставлена лишь необходимая школь­нику информация. В этом курсе уроки по­строены нестандартно: конференции, роле­вые игры, убраны лишние формулы, сложные задачи. Зато много примеров физических явле­ний, встречающихся в окружающей действи­тельности. Так, темы космических скоростей, силы притяжения земли, хорошо раскроются, когда на уроке дети узнают о возводящемся ка­захстанском звездном городке. То есть, глав­ная задача в гуманитарных классах – расширение кругозора детей. Знание азов физики.

- На какой стадии находятся книги?

-На издание учебников для 7,9 классов по­сле утверждения их в МОП РК, заключен до­говор с астанинским издательством «Аль­наир». Что касается учебников для 8, 10 клас­сов, которые также прошли экспертизу и реко-мендованы для использования МОН РК, дого­вор уже также заключен. Мне кажется, учеб­ник для 10 класса получился несколько объ­емным, из-за отсутствия задачников по физи­ке, после параграфов пришлось поместить упражнения.

- О Ваших учебниках в школах области знают?

- Думаю, здесь играет свою роль отсутствие их рекламы. Уверена: знай учителя области, да и республики, об издании таких «облегчен­ных» учебников физики, и, наверное, увидев сам материал, они бы приняли соответствую­щее решение. Может быть, кто-то из них захо­тел бы встретиться со мной, как автором. Утверждаю так, поскольку, будучи в г. Кара­ганде с сигнальными вариантами, встречалась с педагогами, которые очень хорошо их приня­ли. Дали высокую оценку моей работе ознако­мившиеся с ней кокшетауские педагоги. Осо­бенно дорого  мне положительное заключение одного из сильнейших учителей физики г. Кок­шетау Николая Петровича Петухова.

Должна заметить, что писать учебники при­шлось в рамках утвержденной МОН РК учеб­ной программы, которую никто не имеет права менять. Но тот факт, что она слишком услож­нена, мне, как педагогу-практику, очень не нра­вится. Не могут школьники выполнять слож­ные практические работы, такие, как компью­терное моделирование физических процес­сов. А ведь у нас есть в области школы, где до сих пор нет кабинетов физики...

- Не могу не спросить вот о чем: как бы пе­дагоги не старались упростить книги, уро­ки, сегодня добрая часть наших детей посе­щает репетиторов. Как Вы относитесь к этой цветущей буйным цветом тенденции?

- В репетиторстве не было бы нужды, будь у нас нормальные, понятные учебники. Свою от­рицательную роль здесь играет сокращение ча­сов, я имею в виду уроки физики, прибавьте к этому тот факт, что в школьной программе ока­зались темы, которые мы в свое время изучали на первом курсе вуза. Учебники перегружены и сложны для восприятия детьми. Кстати, мои тоже несколько перегружены, но существенное их отличие – они более понятно

написаны, сложные темы учитель может отработать на уроке, легкие задать в качестве домашнего задания.

- Что чувствуете после того, как работа сделана, Вы сумели помочь своим трудом,  прежде всего, ученикам?

- Честно говоря, ощущения, что работа завершена, пока нет. Бессонные ночи у меня ещё предстоят, поскольку впереди заключение говора на написание учебника для 11 класса.  Конечно, усталость ощущается сильная,  я ведь не предполагала, что процесс пойдет так далеко. Тем не менее, постараюсь, чтобы учебник сопровождался брошюрой с практическими работами по моделированию физических процессов. Одной мне со всем не справится, поэтому обратилась за помощью к профессору КГУ им. Ш. Уалиханова, завкафедрой общей физики Руслану Аширову, который согласился помочь. Словом, точку ставить рано.

 

Раушан Утеулина

«Акмолинская правда» №141-142 от 14.12.2013

Категория: Статьи коллег | Добавил: Lozinsky (05.01.2014)
Просмотров: 795 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: